7. (VII) СЪЁМКА ОБЩИХ И ДАЛЬНИХ ПЛАНОВ
Продолжим обзор «лунных» общих планов. Они преподнесут нам ещё множество открытий - доказательств того, что сняты не на Луне, а в павильоне.
Не все общие планы с лунным модулем в кадре сняты при задне-боковом свете. Есть кадры, где свет падает на объект спереди (фронтально), от камеры. Таких кадров много, например, в миссии Аполлон-11 (рис.VII-1).
Рис.VII-1. Ряд последовательных фотоснимков из миссии Аполлон-11.
На первый взгляд может показаться, что такие кадры противоречат нашему утверждению, что общие планы на «Луне» снимаются с задне-боковым светом. Однако мы неспроста подчёркивали, что речь идет именно о тех общих планах, где на фоне видны лунные горы, проецируемые на киноэкран. И акцентировали внимание на том, что задне-боковой свет используется для того, чтобы не засветить экран. В тех же случаях, когда на фоне нет какого-либо удалённого пейзажа, можно выбрать другое направление света. Это означает, что в этом случае в павильоне вместо световозвращающего экрана висит чёрный бархат, изображающий «черноту» космоса. По технологическим соображениям, такие съемки (с киноэкраном на фоне и без него) разводят по разным павильонам. У каждого павильона - своя «специализация».
Например, во время съёмок фильма «Космическая одиссея» на студии MGM было задействовано 5 павильонов. Один из павильонов был выделен под съёмку макетов, другой павильон – под фронтпроекцию, третий использовался для съёмки внутренних интерьеров космической станции и т.д..
«Лунные» кадры миссии Аполлон-11, представленные на рис.VII-1 – это тоже съёмка в павильоне. Мы видим, что фотограф удаляется от лунного модуля максимум на 12-15 метров. А сразу за лунным модулем, там, где падает от него тень на поверхность, «луна» заканчивается, и далее, буквально через пару метров, уже висит «задник» из чёрного бархата (рис.VII-2).
Рис.VII-2. Сразу за тенью от лунного модуля луна заканчивается.
Есть среди снимков мисссии А-11 и более ощий план, где лунный модуль занимает меньшую часть кадра (рис.VII-3).
Рис.VII-3. Общий план в миссии Аполлон-11
Но опять мы понимаем, что съёмка производится в не таком уж большом павильоне, и расстояние от места съемки до фона – не более 30 метров.
Но вместе с этими общими планами, свидетельствующими о тесном павильоне, есть кадры, которые по кинематографической терминологии можно назвать ДАЛЬНИМИ планами. Вот, например, кадр из миссии Аполлон-14, который, согласно легенде, снят широкоугольным объективом объективом «Дистагон» с фокусным расстоянием 50 мм (рис.VII-4).
Рис.VII-4. Аполлон-14, кассета (magazine) 68/ММ. Снимок AS14-68-9486.
Зная фокусное расстояние объектива Дистагон (50 мм), установленного на фотоаппарате «Хасельбладе 500» из миссии Аполлон-14 (рис.VII-5), можно рассчитать расстояние до астронавта.
Рис.VII-5. Фотоаппарат "Хассельблад 500" с объективом "Дистагон" из миссии Аполлон-14.
Поскольку угол охвата объектива по диагонали 75 градусов, а фигурка занимает по высоте чуть меньше 2 градусов, получается, что до астронавта около 62 метров. И за ним в глубину к горизонту тянется пространство как минимум ещё метров на 100. Что же – получается, что перед нами просто гигантский павильон, превышающий три или даже четыре футбольных поля? Как тогда, если это павильон, освещать его одним одним-единственным прожектором?
Разгадка на самом деле, проста. Павильон по-прежнему небольшой. И до астронавта не 62 метра, а всего навсего 9. Да-да, всего 9 метров. Дело в том, что вместо реального астронавта в кадре установлена неподвижная кукла высотой около (не более) 30 см. А рядом с ней стоит игрушечный макет лунного модуля, в 7 или 8 раз меньше настоящего.
В реальных размерах эти игрушки выглядят примерно так, как показали «Разрушители мифов» в 104 серии (рис.VII-6). Вполне возможно, что это и есть тот самый реквизит, что остался от съёмок лунной эпопеи.
Рис.VII-6. «Разрушители мифов», серия 104, про полёты на Луну.
Вся съемочная площадка – это опять тот же самый участок шириной около 30 метров. И его без проблем освещают одним искусственным источником света. А чтобы вы не догадались, что в кадре находятся игрушечные объекты, в кадр добавлены два вида технического брака. Это, во-первых, умышленная засветка всего кадра. Вместо абсолютной черноты космоса верхнюю часть кадра заполняет светло-серая пелена (рис.VII-4).
Вполне возможно, что специалисты, которые готовили астронавтов к фотосъёмке на Луне, забыли предупредить астронавтов, что на Луне днём светит солнце. И астронавты как бы случайно забыли взять с собой бленды, защищающие линзы объектива от боковых засветок.
Любой фотограф, даже не профессионал, а самый обычный любитель, знает, что в солнечную погоду нужно пользоваться блендой. Она всегда идет в комплекте к фотоаппарату (рис.VII-7).
Продолжим обзор «лунных» общих планов. Они преподнесут нам ещё множество открытий - доказательств того, что сняты не на Луне, а в павильоне.
Не все общие планы с лунным модулем в кадре сняты при задне-боковом свете. Есть кадры, где свет падает на объект спереди (фронтально), от камеры. Таких кадров много, например, в миссии Аполлон-11 (рис.VII-1).

Рис.VII-1. Ряд последовательных фотоснимков из миссии Аполлон-11.
На первый взгляд может показаться, что такие кадры противоречат нашему утверждению, что общие планы на «Луне» снимаются с задне-боковым светом. Однако мы неспроста подчёркивали, что речь идет именно о тех общих планах, где на фоне видны лунные горы, проецируемые на киноэкран. И акцентировали внимание на том, что задне-боковой свет используется для того, чтобы не засветить экран. В тех же случаях, когда на фоне нет какого-либо удалённого пейзажа, можно выбрать другое направление света. Это означает, что в этом случае в павильоне вместо световозвращающего экрана висит чёрный бархат, изображающий «черноту» космоса. По технологическим соображениям, такие съемки (с киноэкраном на фоне и без него) разводят по разным павильонам. У каждого павильона - своя «специализация».
Например, во время съёмок фильма «Космическая одиссея» на студии MGM было задействовано 5 павильонов. Один из павильонов был выделен под съёмку макетов, другой павильон – под фронтпроекцию, третий использовался для съёмки внутренних интерьеров космической станции и т.д..
«Лунные» кадры миссии Аполлон-11, представленные на рис.VII-1 – это тоже съёмка в павильоне. Мы видим, что фотограф удаляется от лунного модуля максимум на 12-15 метров. А сразу за лунным модулем, там, где падает от него тень на поверхность, «луна» заканчивается, и далее, буквально через пару метров, уже висит «задник» из чёрного бархата (рис.VII-2).

Рис.VII-2. Сразу за тенью от лунного модуля луна заканчивается.
Есть среди снимков мисссии А-11 и более ощий план, где лунный модуль занимает меньшую часть кадра (рис.VII-3).

Рис.VII-3. Общий план в миссии Аполлон-11
Но опять мы понимаем, что съёмка производится в не таком уж большом павильоне, и расстояние от места съемки до фона – не более 30 метров.
Но вместе с этими общими планами, свидетельствующими о тесном павильоне, есть кадры, которые по кинематографической терминологии можно назвать ДАЛЬНИМИ планами. Вот, например, кадр из миссии Аполлон-14, который, согласно легенде, снят широкоугольным объективом объективом «Дистагон» с фокусным расстоянием 50 мм (рис.VII-4).

Рис.VII-4. Аполлон-14, кассета (magazine) 68/ММ. Снимок AS14-68-9486.
Зная фокусное расстояние объектива Дистагон (50 мм), установленного на фотоаппарате «Хасельбладе 500» из миссии Аполлон-14 (рис.VII-5), можно рассчитать расстояние до астронавта.

Рис.VII-5. Фотоаппарат "Хассельблад 500" с объективом "Дистагон" из миссии Аполлон-14.
Поскольку угол охвата объектива по диагонали 75 градусов, а фигурка занимает по высоте чуть меньше 2 градусов, получается, что до астронавта около 62 метров. И за ним в глубину к горизонту тянется пространство как минимум ещё метров на 100. Что же – получается, что перед нами просто гигантский павильон, превышающий три или даже четыре футбольных поля? Как тогда, если это павильон, освещать его одним одним-единственным прожектором?
Разгадка на самом деле, проста. Павильон по-прежнему небольшой. И до астронавта не 62 метра, а всего навсего 9. Да-да, всего 9 метров. Дело в том, что вместо реального астронавта в кадре установлена неподвижная кукла высотой около (не более) 30 см. А рядом с ней стоит игрушечный макет лунного модуля, в 7 или 8 раз меньше настоящего.
В реальных размерах эти игрушки выглядят примерно так, как показали «Разрушители мифов» в 104 серии (рис.VII-6). Вполне возможно, что это и есть тот самый реквизит, что остался от съёмок лунной эпопеи.

Рис.VII-6. «Разрушители мифов», серия 104, про полёты на Луну.
Вся съемочная площадка – это опять тот же самый участок шириной около 30 метров. И его без проблем освещают одним искусственным источником света. А чтобы вы не догадались, что в кадре находятся игрушечные объекты, в кадр добавлены два вида технического брака. Это, во-первых, умышленная засветка всего кадра. Вместо абсолютной черноты космоса верхнюю часть кадра заполняет светло-серая пелена (рис.VII-4).
Вполне возможно, что специалисты, которые готовили астронавтов к фотосъёмке на Луне, забыли предупредить астронавтов, что на Луне днём светит солнце. И астронавты как бы случайно забыли взять с собой бленды, защищающие линзы объектива от боковых засветок.
Любой фотограф, даже не профессионал, а самый обычный любитель, знает, что в солнечную погоду нужно пользоваться блендой. Она всегда идет в комплекте к фотоаппарату (рис.VII-7).

Рис. VII-7. Фотоаппарат с блендой на объективе.
А что же мы видим в лунных экспедициях? Никто из астронавтов не догадался во время съёмок использовать бленду. А ведь у объектива Дистагон передняя линза находится на одном уровне с краем оправы (рис.VII-8).
Рис.VII-8. Объектив Дистагон, вид спереди.
Конечно, любой боковой свет от яркого источника тут же вызовет рассеяние света в линзах, однако, эта засветка не испортит весь снимок так сильно, как показано на рис.VII-4. Ведь объектив «Дистагон» - дорогая профессиональная оптика с многослойным просветлением. Просветление было придумано как раз для того, чтобы гасить световые волны, отраженные от поверхности линз. Мы видели, см.например, рис.62, что на современных объективах солнце в кадре не вызывает засветку всей площади кадра. Это подтверждают и многочисленные фотоснимки, сделанные за многие годы с борта Международной космической станции – никакой серой пелены, заволакивающей весь кадр, на снимках нет, когда солнце светит прямо в кадр. Почему же «лунный» снимок (рис.VII-4) выглядит так, как будто снят дешёвой «мыльницей», на которой установлен объектив с засаленными пластмассовыми линзами?
Разгадка заключена в том, что эта усиленная засветка добавлена специально для ухудшения качества снимка. Согласно легенде, засветку провоцировала пыль - не успел фотограф на «Луне» расчехлить фотоаппарат, как тут же пыль толстым слоем покрыла весь фотоаппарат.
Оттого и получился снимок бракованным с технической точки зрения. Но именно этого и добивались специалисты НАСА – получить как можно больше снимков с техническим браком (рис.VII-9). Так, только в одной кассете (Magazine 68/ММ), содержащей 101 «лунный» снимок, технический брак был сделан на 23 снимках.
Рис.VII-9. Четыре последовательных кадра из миссии Аполлон-14 с умышленным техническим браком (кассета 68/ММ).
Второй вид брака, легко читаемый в снимках с куклами, выглядит очень забавным. Это – смазка изображения, так называемая «шевелёнка». Особенно это заметно в снимке AS14-68-9487 (рис.VII-10, VII-11).
Рис.VII-10. Аполлон-14, кассета (magazine) 68/ММ. Снимок AS14-68-9487.
Рис.VII-11. Фрагмент снимка AS14-68-9487, отчётливо видна смазка изображени
Любой фотограф удивится – ну какая может быть смазка изображения в солнечную погоду при выдержке 1/250 с? Ведь именно при такой выдержке, согласно легенде, снимали астронавты лунные пейзажи, освещенные солнцем (рис.VII-12)
Рис.VII-12. Памятка для астронавта на кассете фотоаппарата, что в солнечную погоду нужно снимать на выдержке 1/250 с.
Сам объект в кадре совершенно статичен (лунный модуль стоит неподвижно), следовательно, смазка изображения происходит от того, что во время экспонирования движется фотоаппарат.
Полностью статью читать тутА что же мы видим в лунных экспедициях? Никто из астронавтов не догадался во время съёмок использовать бленду. А ведь у объектива Дистагон передняя линза находится на одном уровне с краем оправы (рис.VII-8).

Рис.VII-8. Объектив Дистагон, вид спереди.
Конечно, любой боковой свет от яркого источника тут же вызовет рассеяние света в линзах, однако, эта засветка не испортит весь снимок так сильно, как показано на рис.VII-4. Ведь объектив «Дистагон» - дорогая профессиональная оптика с многослойным просветлением. Просветление было придумано как раз для того, чтобы гасить световые волны, отраженные от поверхности линз. Мы видели, см.например, рис.62, что на современных объективах солнце в кадре не вызывает засветку всей площади кадра. Это подтверждают и многочисленные фотоснимки, сделанные за многие годы с борта Международной космической станции – никакой серой пелены, заволакивающей весь кадр, на снимках нет, когда солнце светит прямо в кадр. Почему же «лунный» снимок (рис.VII-4) выглядит так, как будто снят дешёвой «мыльницей», на которой установлен объектив с засаленными пластмассовыми линзами?
Разгадка заключена в том, что эта усиленная засветка добавлена специально для ухудшения качества снимка. Согласно легенде, засветку провоцировала пыль - не успел фотограф на «Луне» расчехлить фотоаппарат, как тут же пыль толстым слоем покрыла весь фотоаппарат.
Оттого и получился снимок бракованным с технической точки зрения. Но именно этого и добивались специалисты НАСА – получить как можно больше снимков с техническим браком (рис.VII-9). Так, только в одной кассете (Magazine 68/ММ), содержащей 101 «лунный» снимок, технический брак был сделан на 23 снимках.

Рис.VII-9. Четыре последовательных кадра из миссии Аполлон-14 с умышленным техническим браком (кассета 68/ММ).
Второй вид брака, легко читаемый в снимках с куклами, выглядит очень забавным. Это – смазка изображения, так называемая «шевелёнка». Особенно это заметно в снимке AS14-68-9487 (рис.VII-10, VII-11).

Рис.VII-10. Аполлон-14, кассета (magazine) 68/ММ. Снимок AS14-68-9487.

Рис.VII-11. Фрагмент снимка AS14-68-9487, отчётливо видна смазка изображени
Любой фотограф удивится – ну какая может быть смазка изображения в солнечную погоду при выдержке 1/250 с? Ведь именно при такой выдержке, согласно легенде, снимали астронавты лунные пейзажи, освещенные солнцем (рис.VII-12)

Рис.VII-12. Памятка для астронавта на кассете фотоаппарата, что в солнечную погоду нужно снимать на выдержке 1/250 с.
Сам объект в кадре совершенно статичен (лунный модуль стоит неподвижно), следовательно, смазка изображения происходит от того, что во время экспонирования движется фотоаппарат.