
16 июля в предгорном Чиангмае, втором по величине городе Королевства Таиланд, завершилась 56-я Международная математическая олимпиада (ММО) среди школьников, ознаменовавшаяся беспрецедентном фиаско российской команды.
В этом престижном событии принимали участие старшеклассники из 104 стран мира, от одного до шести человек в каждой команде.

До распада Советского Союза советские школьники были неизменными лидерами матолимпиад и побеждали в общекомандном зачете 14(!) раз. Среди этих победителей были нынешние ведущие авторитеты математики Григорий Маргулис, Станислав Смирнов и легендарный Григорий Перельман. Суверенная Россия показывала более скромные результаты, но все равно, как правило, оставалась каждый год в ведущей пятерке или даже тройке. Последние годы тон в олимпиадах задавали команды США, Китая и Южной Кореи, которым основную конкуренцию создавали россияне и северные корейцы.
В 2007 г. команда РФ стала первой в общем зачете, но с этого момента ее результативность начала свой поэтапный путь вниз, за 8 лет приведший ее на 8-е место. В Таиланде россияне не только впервые с трудом удержались в первой десятке, уступив КНДР, Вьетнаму и Ирану, но и впервые остались вообще без золотых медалей.
Историческую последовательность деградации российской команды иллюстрирует вот эта таблица:

Можно сколько угодно говорить о том, что в СССР на развитие молодежной шахматной и математической школы тратились неоправданно большие расходы в политических целях; о том, что сейчас с такими же целями это делается в коммунистическом Китае и КНДР; можно даже приплести сюда санкции, но все это лишь затушует основную причину фиаско на олимпиаде. Состоит же она в том, что уровень математических знаний российских школьников снижается. Происходит это из-за спада общего уровня образования в стране, а он, в свою очередь, совпадает с началом федеральной программы "Развитие образование" на 2013-2020 и запуском т.н. "Дорожной карты" образования.
В 2010 года в России на 1 учителя приходилось ок. 100 школьников. Даже в США, стране, чьи достижения в области образования более чем скромны по сравнению с другими западными странами, это соотношение меньше в 5,5 раз: 1:16. Дальше - хуже. Предполагается, что к 2019 количество школьников в РФ увеличится на 2,5 млн. Дабы ответить на вопрос, что делать в такой ситуации, не нужно важно размахивать корочками кандидатской в области педагогики, как это делают чиновники Минобразования. "Конечно, увеличить число учителей", - скажет любой разумный человек. Но, очевидно, разум не в почете среди чиновников. В соответствии с их великим замыслом, достойным Кафки и Ионеско, количество учителей планируется не увеличить, а сократить - на 87 000 человек к 2018. Формально причина – в инициированной еще в 90-е "оптимизации" школьной системы, но есть основания подозревать, что речь идет о банальной экономии. Параллельно с сокращениями преподавательского штата трансформируется сама природа образовательного процесса, и из передачи знаний он все больше превращается в предоставление услуг по прейскуранту.
А вот как повлияла "оптимизация" на количество школ:
- За период 1995-2009 в РФ стало на 17 700 школ меньше (т.е., на 25%).
- За период 1995-2009 количество школ в РФ уменьшалось в среднем на 2519 ежегодно.
- При президенте Медведеве было закрыто 7200 школ, в том числе 5700 сельских.
- С 1994 по 2014 в РФ было закрыто 23 000 школ.

Источник
Пояснения тут не требуются. Только не нужно говорить, что храмы Кремлем не финансируются, а церковь отделена от государства. Баптистская и католическая церковь, может и отделена, а вот православная с ним срастается с каждым годом все крепче. Лишь в 2014 РПЦ получила из федерального бюджета 2 мрд. руб. на свои, никому не подотчетные "богоугодные" дела.
Приведенные данные говорят об одном: в России происходит не реформа, а анти-реформа, не оптимизация, а саботаж среднего образования.
Между тем, буквально на днях общаясь с молодежью на одном технологическом форуме, президент Путин порадовал всех наблюдением, что именно математическая школа – сильная сторона российской системы образования. Наверное, о провале в Таиланде и затянувшемся регрессе в преподавании математики ему еще не доложили. А если доложат, то можно догадаться, что будет дальше. Примут бутафорские меры в стиле министра спорта Мутко: "США и обе Кореи опередили в математике Россию? Подобрать американца и корейцев и выдать им по российскому паспорту. Так победим". Напомню, что именно американский сноубордист и южнокорейский конькобежец привели РФ к первому месту в командном зачете в Сочи.
Но даже если это и произойдет, то проблема все равно останется. Потому что останутся люди, которые ее создают.
Конечно, под руководством властей страна последние годы решает эпохальные задачи: надо было проводить сочинскую Олимпиаду (а она важнее, чем какие-то математические), надо было организовывать "освобождение" Крыма и Новороссии, сейчас надо тащить на себе и Крым, и разрушенный Донбасс - причем неизвестно куда тащить. Кроме того, не за горами и чемпионат мира по футболу 2018, а его проведение благодаря смекалке чиновников дорожает с каждым месяцем. Тут еще и кризис, и инфляция, и падение цен на нефть, и укрепление доллара, и Запад с его санкциями. В общем, извините дети, не до вас сейчас. И не до ваших школ. И не до разумного, доброго, вечного. И уж тем более – не до математики. Леонид Сторч